Rambler's Top100


Designed by:
SiteGround web hosting Joomla Templates
Настраиваемся на дружелюбный тон общения в совместных занятиях с ребенком.
Информация для родителей

(по книге Ю.Б.Гиппенрейтер "Общаться с ребенком. Как?")   

   Представьте себе такую ситуацию: к вам приходит друг, чтобы что-то сделать вместе, например, отремонтировать телевизор. Он садится и говорит вам: «Так, достань описание, теперь возьми отвертку и сними заднюю стенку. Да как ты откручиваешь шуруп? Не жми так!»... Думаю, можно не продолжать.

   «Руководящие указания», наверное, где-то нужны, но не в совместных занятиях с ребенком. Как только они появляются, прекращается работа вместе. Ведь вместе – значит на равных. Не следует занимать позицию над ребенком; дети к ней очень чувствительны, и против нее восстают все живые силы их души. Тогда-то они и начинают сопротивляться «необходимому», не соглашаться с «очевидным», оспаривать «бесспорное».

 

   Рассмотрим следующую очень частую причину конфликтов при попытке сотрудничать с ребенком. Бывает, родитель готов учить или помогать сколько угодно и за тоном своим следит – не сердится, не приказывает, не критикует, а дело не идет. Такое случается с излишне заботливыми родителями, которые хотят для своих детей больше, чем сами дети.

   Родители, которые слишком много хотят сделать за ребенка, как правило, сами трудно живут. У них не остается ни сил, ни времени на собственные интересы, на личную жизнь. Тяжесть их родительского долга понятна: ведь приходится все время тащить лодку против течения!

   А чем это оборачивается для детей?

   Передо мной мама с четырнадцатилетней дочкой. Мама – энергичная женщина с громким голосом. Дочка – вялая, безразличная, ничем не интересуется, ничего не делает, никуда не ходит, ни с кем не дружит. Правда, она вполне послушная; по этой линии у мамы к ней никаких претензий.

   Оставшись наедине с девочкой, спрашиваю: «Если бы у тебя была волшебная палочка, что бы ты у нее попросила?». Девочка надолго задумалась, а потом тихо и нерешительно ответила: «Чтобы я сама хотела того, что хотят от меня родители».

   Ответ меня глубоко поразил: насколько же родители могут отнять у ребенка энергию его собственных желаний!

   Но это крайний случай. Гораздо чаще дети борются за право желать и получать то, в чем они нуждаются. И если родители настаивают на «правильных» делах, то ребенок с тем же упорством начинает заниматься «неправильными»: не важно чем, лишь бы своим или пусть даже «наоборот». Особенно часто это случается с подростками. Получается парадокс: своими стараниями родители невольно отталкивают детей от серьезных занятий и ответственности за собственные дела.

   Сочетание слишком большой воспитательной активности родителей и инфантильности, то сто есть незрелости, детей – очень типично и абсолютно закономерно. Почему? Механизм здесь простой, он основан на действии психологического закона:
   Личность и способности ребенка развиваются только в той деятельности, которой он занимается по собственному желанию и с интересом.

   «Можно затащить лошадь в воду, но нельзя заставить ее пить», – гласит мудрая пословица. Можно заставить ребенка механически заучивать уроки, но такая «наука» осядет в его голове мертвым грузом. Больше того, чем настойчивее будет родитель, тем нелюбимее, скорее всего, окажется даже самый интересный, полезный и нужный школьный предмет.

   Как же быть? Как избегать ситуаций и конфликтов принуждения?

   Прежде всего, стоит присмотреться, чем больше всего увлекается ваш ребенок. Это может быть игра в куклы, в машинки, общение с друзьями, собирание моделей, игра в футбол, современная музыка... Некоторые из этих занятий могут показаться вам пустыми, даже вредными. Однако помните: для него они важны и интересны, и к ним стоит отнестись с уважением.

  

Хорошо, если ваш ребенок расскажет вам, что именно в этих делах интересно и важно для него, и вы сможете посмотреть на них его глазами, как бы изнутри его жизни, избегая советов и оценок. Совсем хорошо, если вы сможете принять участие в этих занятиях ребенка, разделить с ним его увлечение. Дети в таких случаях бывают очень благодарны родителям. Будет и другой результат такого участия: на волне интереса вашего ребенка вы сможете начать передавать ему то, что считаете полезным: и дополнительные знания, и жизненный опыт, и свой взгляд на вещи, и даже интерес к чтению, особенно если начать с книг или заметок об интересующем его предмете.   В этом случае ваша лодка пойдет по течению.

 

   Еще одно, не менее важное правило: 
   Постепенно, но неуклонно снимайте с себя заботу и ответственность за личные дела вашего ребенка и передавайте их ему.

   Пусть вас не пугают слова «снимайте с себя заботу». Речь идет о снятии мелочной заботы, затянувшейся опеки, которая просто мешает вашим сыну или дочери взрослеть. Передача им ответственности за свои дела, поступки, а затем и будущую жизнь – самая большая забота, которую вы можете проявить по отношению к ним. Это забота мудрая. Она делает ребенка более сильным и уверенным в себе, а ваши отношения – более спокойными и радостными.

   Процесс передачи ответственности ребенку за его дела очень непрост. Его надо начинать с мелочей. Но даже по поводу этих мелочей родители очень тревожатся. Это и понятно: ведь приходится рисковать временным благополучием своего ребенка. Возражения бывают примерно такие: «Как же мне его не будить? Ведь он обязательно проспит, и тогда будут большие неприятности в школе?» Или: «Если не буду заставлять ее делать уроки, она нахватает двоек!».

   Как это ни парадоксально звучит, но ваш ребенок нуждается в отрицательном опыте, конечно, если тот не угрожает его жизни или здоровью.

   Позволяйте вашему ребенку встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия). Только тогда он будет взрослеть и становиться «сознательным».
 
   Это правило говорит о том же, что и известная пословица «на ошибках учатся». Нам приходится набираться мужества и сознательно давать детям делать ошибки, чтобы они научились быть самостоятельными.

 

 
extra buy ambien without prescription difference between lamictal tabs and lamictal singulair no prescription soma no rx phentermine united states online ambien effexor and hair loss ambien drug class paxil and endometriosis lorazepam 1mg tablets order soma 32 phenergan for nausea valium neuropathy chloramphenicol eye drops male use of clomid comparison study of viagra cialis levitra adolscents and zoloft valium no prescription needed si does prozac make you lose weight warnings for lotrel viagra mail order cymbalta ocd zyprexa attorneys los angeles alabama fosamax attorney ultram online pure organic acai and mangosteen atkins l-carnitine supplement promethazine on the street cheap viagra nz does aspirin prolong bleeding yasmin taylor purchase yellow phentermine overseas pharmacy terramycin cream to replace pessary valium dosage pre-dental bactrim class meridia and wellbutrin viagra spam how to separate acetaminophen from hydrocodone cheap effexor xr phentermine online cod nexium vs prilosec how does lipitor work hoodia gordoni medical problems diazepam pharmacology tramadol additiction viagra 34434 l-carnitine pregnancy does tetracycline cause vaginal rash benadryl active ingredient zyprexa lawyers california premarin cream purchase phentermine with no prescription accutane and law suits prednisone frequent urination tramadol 180 cheap phentermine day buy phentermine online without prescription benefit of korean ginseng chag sameach purim ecards lorazepam addiction phentermine and online prescriptions xalatan eye drops recreational use of xanax ambien dui online pharmacy propecia lexapro ingredients hoodia gp57 protonix rebate carisoprodol 350mg getting off celexa clomid spotting q viagra kgs 0 kls 0 thyroid zoloft coumadin green leafy vegetables propranolol hydrochloride viagara cialis levitra comparison depakote seizure viagra sample tramadol online cod acai pulp merck propecia finasteride generic 1 mg nexium rebate form xenical diet pill tricor package insert