Rambler's Top100


Designed by:
SiteGround web hosting Joomla Templates
Развитие речи детей дошкольного возраста. Печать
Информация для родителей
Автор: Фатахова Галина Михайловна   

   Речь – это функция, без которой человек не может претендовать на звание человека. Поэтому понятно, что её формирование – задача первостепенной важности, так как без речи невозможно развитие человеческого мышления.

   Для того чтобы появились первые речевые действия, необходим определённый познавательный багаж, приобретаемый при включении коры мозга. С каждым днём ребёнок всё больше адаптируется к жизни. У него появляется ориентировочный рефлекс на звук, прежде всего на голос матери. Маленький ребёнок останавливает глаза на лице матери, смотрит на яркие игрушки, поворачивает голову на звук, тянется к игрушке, улыбается. На 2 - 3 месяце наступает момент, когда ребёнок должен начать гулить.

   На 9 - 10 месяце начинает формироваться понимание речи взрослых и первые простые слова, которые сосуществуют с лепетом до 18 - 20-го месяца. Лепет становится качественно иным. Он приобретает интонационное разнообразие. Появляются первые слова «мама», «папа».

   В 1,5 – 2 года наступает период усиленного развития понимания речи взрослых, быстро увеличивается количество слов, появляются первые фразы. Это происходит стремительно. Дело в том, что мозг ребёнка в этом возрасте приспособлен к усвоению языка. Очень важно в этот период обеспечить ребёнку необходимый объём речи для подражания, усвоения. Важно, чтобы эта речь была правильной и красивой.

   Мозговые механизмы речи в период овладения ею формируются за счёт работы мозга в целом. Постепенно отдельные речевые функции получают локализацию в тех или иных отделах мозга.

   Рассмотрим это подробнее.

   0 – 6 мес. Уже в этот период жизни у ребёнка имеется потребность слышать речь. Он прислушивается к интонациям речи, мимически реагирует на неё. Особенно необходима интонация любви.

   Переход от молчания к речи осуществляется постепенно. На 3 – 4 –м месяце появляется гуление, а затем лепет. Гуление проявляется в непроизвольном воспроизведении нараспев гласных звуков. В гулении преобладают гласные звуки, напоминающие звучания А и У. Наряду с этим появляются призвуки, сходные с мягким «г», похожим на «х». «Агу – ахгу…гу-гху…», - гулит ребёнок. Важно знать, что дети гулят независимо от того слышат они человеческую речь или нет. Это врождённый рефлекс.

   6 мес. – 1 год. Этот этап можно назвать этапом познания человеческой речи. К 8 – 10 мес. Речевой репертуар ребёнка качественно меняется: гуление уступает место лепету.

   Лепет – это первые попытки подражания речи людей, реализуемые с участием коры мозга. Далее её роль становится всё большей. Лепет очень важен, т.к. подготавливает речевой аппарат к последующим действиям. Ребёнок произносит разные слова, состоящие не только из гласных, но и согласных. Произносимые ребёнком слоги организованы в ритмические группы. Вначале слова просты по артикуляции: «мамама, дядядя, бабаба», а затем усложняются: «ля-ля-ля, ка-ка-га» и т.п. Поздний мелодический лепет весьма разнообразен по различным параметрам.

   Качество и активность лепета связаны с тем, как ребёнок вскармливается, а именно совершаются ли в актах вскармливания полноценные сосательные движения, и в нужном ли объёме. Детям-искусственникам часто не хватает таких вот воздействий, губы и язык не набирают достаточной силы, а главное подвижности и дифференцированности (способности действовать разными частями отдельно). Это может сыграть отрицательную роль в речевом развитии. Если невозможно естественное вскармливание, то необходимы рожки с маленькими отверстиями. Ребёнок должен трудиться, добывая пищу, до капелек пота на лбу. Дети, у которых мышцы языка набрали достаточную силу и подвижность, любят играть с ним. Они высовывают его, облизывают губы, жуют беззубыми дёснами, поворачивают набок и в разные стороны.

   Материал для лепета малыш извлекает из окружающей среды сам, поэтому ему так нужны звучащие игрушки. Кроме них детям полезны и те, которые «звенят, стучат, мычат, свистят, шипят…». Он будет слушать их звуки и из каждого звучания извлекать что-то своё, находящее отражение в лепете.

   1 – 1,5 года. В 1 – 1,5 года дети оттачивают умение мычать, рычать мяукать, шипеть и жужжать близко к тому, как это делают животные. Взрослым такое уже недоступно, как и детям более позднего возраста. Объясняется это тем, что ребёнок со временем переходит на язык людей, который более абстрактен, условен. В первых сознательных словах ребёнка, которые появляются у него в этот период, нет тех имитаторских «чудес», которые имеются в лепете. Звуки речи произносятся в них неточно, одни заменяются другими. Дети не ждут, когда научатся правильному звукопроизношению, их больше занимает смысл. Одновременно то и другое охватить трудно. Детям важнее сказать слова, чем «чисто» произносить звуки. Самые нужные и простые по артикуляции слова: «мама, папа, баба, дядя, дай, на, дём (идём) тут…»

   К 7 – 8 мес. Ребёнок начинает понимать слова и простые фразы речи взрослых. Отдельные же слова в его собственной речи появляются к 8 – 10 мес., иногда и к 11 – 12 мес., сосуществуя с лепетом. Продолжая осваивать лепет, ребёнок в 1 год с небольшим произносит выразительные звукоподражательные слова: «бах!, дя (да), ба!» В связи с этим можно считать, что с первого года жизни ребёнок перешёл от подготовительного периода к собственно речевому, хотя подготовительный далеко ещё не исчерпан. Он продолжается до 18 – 20 мес., параллельно с собственным речевым развитием. В это время особенно важна полноценная речевая среда.

   Если первые слова появляются у ребёнка вовремя и далее соматическое состояние и условия жизни являются нормальными, идёт бурное овладение способностью говорить. Они невероятно быстро запоминают слова и правила их объединения в предложения. Возможность быстрого освоения языков в раннем детстве объясняются пластичностью детского мозга, а именно тем, что в нём ещё далеко не все места заняты, и для образования связей не существует серьёзных препятствий.

   Важно и то, что ребёнку, осваивающему одновременно и понимание речи, и способность говорить самому, необходимы такие опоры, как предметы. В это понятие входят и те реальные предметы, которые находятся вокруг него дома, и явления природы. От 10 мес. до 1 года предпочтительнее реальные предметы или реалистические рисунки. Предмет важен для познания мира в «натуральную величину».

   Малыши не только смотрят на предметы, они часто тянут в рот несъедобное, всё подряд нюхают. Таким образом они обследуют предмет со всех сторон и запоминают его. Главный инструмент познания мира – это ощущения. Значит ребёнок должен получать как можно больше этих ощущений (тактильных, вкусовых, обонятельных, слуховых, зрительных). В результате такой тактики он знает, как выглядит игрушка, что надо с ней делать. Однако эти знания о предмете мало связаны у ребёнка со знанием о других предметах. В раннем возрасте предмет, его свойства, слово, которым оно обозначается, слиты для ребёнка в единое целое. Сравнения с другими предметами либо не проводится вовсе, либо проводится по самым общим признакам, причём не всегда по самым существенным.

   1,5 – 2 года. К 1 – 1,5 годам ребёнок пытается говорить лепетные слова, ритм и интонация которых разнообразны и по общему рисунку напоминают настоящие слова. Последние же пока весьма ограничены «мама, баба, дяй(дай), ляля, дя(да), ня (на)» и некоторые другие. Доступно произнесение таких звуков речи, как «а, о, у, и, м, б, к, г, ть, дь, нь, сь, ль...». Как видно, среди этих звуков нет таких сложных, как шипящие, «з», дифтонгов (состоящих из двух звуков, например «я, е, ю»), редко встречающихся, например, «ф» и прочих.

   Очень важно, что на протяжении всего периода лепетной речи у ребёнка совершенствуется интонация, с которой он воспроизводит лепетные слова: она становится всё более разнообразной и выразительной. Ближе к 2-м годам (приблизительно в 1г. 8м. – 1г. 9м.) у него появляются первые слова с разными (неповторяющимися) слогами: «кися, ляпа, тётя» и т.п. В 2 года ребёнок пытается говорить 3-х сложные слова, пропуская, как правило, один из них: «синя» (машина).

   Необходимо учитывать и то, что для большинства годовалых детей мама – это только «моя мама», «киса» - только «моя киска», другие «киски» не опознаются как кошки.

   Громадную роль в попытках речевого общения занимают обстановка, в которой оно происходит (она подсказывает смысл того, что говорится), интонация речи, жесты.

   Некоторые слова ребёнок охотно повторяет, не понимая – воспроизводит как эхо. Такое явление в литературе можно встретить под названием эхолалической имитации речи. В более позднем возрасте ребёнок не сумеет так «попугайски» повторять, потому что станет активным механизм осмысления и вытеснит бессмысленную речь. Сама способность произнесения слов целиком обусловлена неспособностью членить его на отдельные звуки. Такое умение появится позже.

   2 – 3 года. Это период осмысленной речи, в которой главное место занимает слово, а не звук речи, который, как можно было бы думать, проще, чем слово, и поэтому должен осваиваться первым. И пусть слова, произносимые ребёнком на этом этапе, ещё неправильны с точки зрения звукового состава, они выполняют свою главную – смысловую роль.

   Ребёнок ещё не чувствует, что эти слова состоят из отдельных звуков, он воспринимает их как единое звучащее целое. Слово для него всё равно, что один звук, но такой звук, который несёт информацию. Отдельный звук сам по себе её не несёт, и у ребёнка отсутствует потребность говорить его. Осмысленные звукоподражания – другое дело. Они похожи на слова, от них тянется ниточка к пониманию того, что в словах содержатся отдельные речевые движения. Их-то ребёнок и оттачивает в звукоподражаниях, которые получают смысловую адресацию: звуки теперь не просто «шипят, гудят, рычат», а связываются с кем-то или с чем-то, их производящим. Отсюда вывод: ребёнку должны быть доступны те шумы, из которых он извлекает основу для звуков речи. Иначе говоря, он должен иметь возможность слышать шипение, свист, звоны, скрипы, удары, причём как в природе, так и в мире вещей. Он должен знать также «голоса» животных. Взрослые не должны забывать переводить их на язык, близкий к человеческому: «Трах-тах-тах; бум-бум-бум; ту-ту-ту; ту-ру-ру; динь-динь; пу-пу-пу». Такой перевод чрезвычайно важен для будущей способности говорить. Он приближает звучания мира к человеческой речи. Немаловажную роль играет разнообразие лепетных слов по ритму. Если слова по этому параметру одинаковые и бедные, то необходимо самим взрослым воспроизводить их, вовлекая ребёнка в игру ритмическими акцентами (сильными и слабыми долями).

   В этот период имеются большие различия в пользовании уже освоенными и ещё новыми словами. В знакомых главах дети проявляют внимание к деталям обозначаемых ими предметов и отличиям одних предметов от других (курицы от кошки, зайчика от волка, кошки от собаки, кровати от стола, стула от дивана, ножа от вилки, чашки от тарелки и т. п.). Они замечают также, что слова состоят из каких-то более мелких единичек – отдельных звуков речи, и всё чаще выделяют первую «букву», т.е. приближаются к освоению звуковой системы языка.

   Звук речи – крайне сложное явление. Различают две основных функции звуков речи: фонетическую и фонематическую. Фонетическая состоит в том, чтобы обеспечить членораздельную артикуляцию, такую, чтобы слова, которые мы говорим друг другу, были различимы и узнаваемы. Фонематическая же роль состоит в том, чтобы разными нюансами (признаками) звуков речи передавать смысл. Например, день – это не тень, мышка – это не миска, суп – это не зуб, бочка – это не почка и т.д.

   Слова на этом этапе перестают быть столь узкими по значению, как на первом. Напротив, их значения распространяются на слишком большую группу слов. Так, «киской» ребёнок может назвать и саму киску, и мамин воротник, и пушистую подушку, и пуховые варежки и пр. Основную роль здесь играет уже не сам предмет, и не реальная картинка, а стилизованная. Как раз в этом возрасте дети любят мультфильмы с их символическими, но не слишком сложными изображениями.

   Предложения, которые говорят дети на этом этапе речевого развития (2 – 3 года) – это ещё не настоящие фразы. Они не строятся ребёнком по синтаксическим законам языка, т.е. по тем правилам, которые предписывают, как объединять слова между собой. Практически первые предложения – это те же слова, но имеющие смысловой признак действия. Они запоминаются детьми как некие постоянные целостные конструкции, похожие на слова: «Дай пить», «Идём гулять», «Надо играть» и пр.

   Возраст 2 года знаменуется первыми попытками соединить 2 слова: «Мама киса», - ребёнок сам строит первые предложения: «Баба дай!», «Кися, ди!» (Киса, иди).

   В это время появляются даже трёхсложные слова, например, «палямась» (поломалась), «аевка» (коровка), приобретается способность строить по моделям речи взрослых простые предложения: «Мой кука паль»(Моя кукла упала).

   3 – 5 лет. Наиболее ярким речевым достижением ребёнка 3-х лет является активизация речевого механизма, в том числе и того, который отвечает за фразовую речь. Ребёнок сам строит собственные предложения, ещё не осознанно, но самостоятельно распределяет роли между членами предложения. За каждым из таких речевых актов стоит сложная работа мысли. Некоторые дети способны конструировать даже сложноподчинённые предложения, запоминают большое количество стихов. Словарь к 3 годам становится достаточно объёмным. Этот возраст принято характеризовать как возраст речевого взрыва.

   Отмечаются продвижения и в звукопроизношении: добавляются некоторые шипящие звуки, «з, ы, в», твёрдое «л», некоторые дети осваивают даже произнесение вибранта «р», однако многие делают это позже – к 3,5 – 4 годам.

   На этапе 3 – 3,5 года ребёнок ещё не различает смысловые роли звуков речи, похожих по звучанию, поэтому и говорит «зук» (жук), «миська» (мишка) и т.п. Это период ещё нерасчленённого фонетико-фонематического развития. Такая речь детей носит название физиологического косноязычия (косноязычия – потому что звуки произносятся неправильно, язык не справляется с воспроизведением нужных поз, а физиологического – поскольку оно оправдано физиологической незрелостью речевого слуха и мышц языка). Однако и это позволяет ему понять, что одним и тем же словом обозначается не один предмет, а целая группа (класс) предметов: кошка – все кошки, мама – все мамы. Дети учатся классифицировать предметы, разбивать их по темам и запоминать уже не на чувственной основе (как выглядят, как пахнут, как звучат), а на основе ведущих признаков и ассоциативных связей. Они осознают, что, допустим, собака, кошка, заяц, волк – животные, а чашка, ложка, тарелка, нож – посуда. Если же этого не происходит, если ребёнок не способен к такому отнесению слов к разным группам, то это означает, что он отстал в психическом развитии или же у него плохая память на слова, их звучания.

   В этот же возрастной период продолжается овладение детьми не только словами, состоящими из одного корня, но и такими, в которых присутствуют суффиксы, приставки, окончания. А для этого нужно, чтобы были сформированы элементарные представления о количестве, пространстве, времени. Ведь почти все суффиксы связаны с понятием количества (стул – стульчик, кулак - кулачище), приставки – с понятием пространства (уехал, приехал, доехал, объехал). Суффиксы глагола (самые трудные в сравнении с суффиксами других частей речи) связаны с понятием о времени. Как видно, развитие речи ребёнка с возрастом всё более и более тесно смыкается с развитием мышления. Если его первые речевые попытки во многом подражательны, то последующие – результат осмысления действительности и способов выражения мысли в речи.

   Речь 5-летнего ребёнка должна стать развёрнутой, причём не только диалогической (ответы на вопросы), но и монологической. Для этого необходимо овладение правилами синтаксиса, действующими в данном конкретном языке. Они очень сложны, так как предполагают использование предлогов, падежных окончаний глагола, времён глагола и прочее. Для этого необходимо овладеть словами как частями речи, научиться различать их по конфигурации и извлекать общую смысловую роль.

   Речевая функция является одной из важнейших функций человека. В процессе речевого развития у него формируются высшие психические формы познавательной деятельности, способность к понятийному мышлению. Овладение речью способствует осознанию, планированию и регуляции поведения. Речевое общение создаёт необходимые условия для развития различных форм деятельности и участия в коллективном труде.

   Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чёткой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе - одна из важных задач в общей системе работы по обучению ребёнка родному языку в ДОУ и в семье. Ребёнок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, он может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, невнятная речь ребёнка затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на его характер. К 6 – 7 годам, а иногда и раньше, дети с речевой патологией начинают осознавать дефекты своей речи, болезненно переживают их, становятся молчаливыми, застенчивыми, раздражительными.

   Для воспитания полноценной личности нужно устранить всё, что мешает свободному общению ребёнка с коллективом. Важно, чтобы дети как можно раньше овладели родной речью, говорили правильно, чётко, выразительно. В семье малыша понимают с полуслова и он не испытывает особых неудобств, если речь его несовершенна. Однако постепенно расширяется круг связей ребёнка с окружающим миром; очень важно, чтобы его речь хорошо понимали и сверстники, и взрослые.

   Ещё острее встаёт вопрос о значении фонетически правильной речи с поступлением ребёнка в школу. С первого дня пребывания в школе ребёнку приходится широко пользоваться речью: отвечать и задавать вопросы в присутствии всего класса, читать вслух – и недостатки речи обнаруживаются очень скоро. Особенно необходимым для ребёнка становится правильное произношение звуков и слов тогда, когда он начинает овладевать грамотой.

   Таким образом, раннее выявление речевой патологии и своевременная её коррекция, а также профилактика вторичных речевых и нервно-психических нарушений – важнейшие задачи, стоящие перед логопедами, педагогами, врачами и родителями детей младшего, старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

(В статье использованы материалы книги Т.Г.Визель «Основы нейропсихологии» , Москва, «Астрель», 2006 год.)

 Если у вас возникли вопросы по этой статье, вы можете задать их логопеду нашего детского сада воспользовавшись формой обратной связи.

 
extra buy ambien without prescription difference between lamictal tabs and lamictal singulair no prescription soma no rx phentermine united states online ambien effexor and hair loss ambien drug class paxil and endometriosis lorazepam 1mg tablets order soma 32 phenergan for nausea valium neuropathy chloramphenicol eye drops male use of clomid comparison study of viagra cialis levitra adolscents and zoloft valium no prescription needed si does prozac make you lose weight warnings for lotrel viagra mail order cymbalta ocd zyprexa attorneys los angeles alabama fosamax attorney ultram online pure organic acai and mangosteen atkins l-carnitine supplement promethazine on the street cheap viagra nz does aspirin prolong bleeding yasmin taylor purchase yellow phentermine overseas pharmacy terramycin cream to replace pessary valium dosage pre-dental bactrim class meridia and wellbutrin viagra spam how to separate acetaminophen from hydrocodone cheap effexor xr phentermine online cod nexium vs prilosec how does lipitor work hoodia gordoni medical problems diazepam pharmacology tramadol additiction viagra 34434 l-carnitine pregnancy does tetracycline cause vaginal rash benadryl active ingredient zyprexa lawyers california premarin cream purchase phentermine with no prescription accutane and law suits prednisone frequent urination tramadol 180 cheap phentermine day buy phentermine online without prescription benefit of korean ginseng chag sameach purim ecards lorazepam addiction phentermine and online prescriptions xalatan eye drops recreational use of xanax ambien dui online pharmacy propecia lexapro ingredients hoodia gp57 protonix rebate carisoprodol 350mg getting off celexa clomid spotting q viagra kgs 0 kls 0 thyroid zoloft coumadin green leafy vegetables propranolol hydrochloride viagara cialis levitra comparison depakote seizure viagra sample tramadol online cod acai pulp merck propecia finasteride generic 1 mg nexium rebate form xenical diet pill tricor package insert